Вы вошли какГость | Группа "Гости"Приветствую ВасГость
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
Правила игры
Правила игры. В
ВОЛЕЙБОЛ
Команда может состоять максимум из 12 игроков. На площадке одновременно выступают шесть из них. В каждой партии разрешается шесть замен – и еще шесть так называемых обратных замен (игрок начальной расстановки может выйти из игры и вновь вернуться на площадку – но только один раз в партии и только на позицию заменившего его ранее партнера). Одновременно могут быть заменены один или несколько игроков. В случае если лимит замен исчерпан, а кто-то из игроков на площадке получает травму, допускается так называемая исключительная замена. Заменить травмированного игрока может любой партнер (кроме либеро).
Матч состоит из пяти партий, а партии – из игровых эпизодов, в каждом из которых разыгрывается одно очко.
Эпизод начинается с подачи мяча через сетку. Первая подача в первой и в решающей (пятой) партиях выполняется командой, выбравшей право на подачу по жеребьевке. Во всех остальных партиях первой подает команда, которая не подавала первой в предыдущей партии.
Подача производится из зоны подачи за лицевой линией площадки ударом по мячу кистью или любой частью руки после того, как мяч был подброшен или выпущен с руки (рук). Игроки подающей команды не имеют права мешать соперникам – с помощью индивидуального или группового заслона – видеть подающего и траекторию мяча. Игроки принимающей команды, пасуя мяч друг другу, пытаются отправить его обратно на сторону подающей команды, при этом допускается не более трех касаний мяча (третьим ударом он должен быть отправлен через сетку). Если использовано более трех касаний (блок – не в счет), фиксируется ошибка «четыре удара». Под «ударами» подразумеваются как преднамеренные, так и неумышленные соприкосновения игроков с мячом. Когда два (три) партнера касаются мяча одновременно, это засчитывается как два (три) удара, исключая блокирование. Кроме того, один и тот же игрок не может ударить по мячу два раза подряд. Мяч может касаться сетки при переходе через нее.
Команда получает
очко и право на подачу, если соперник не сумел отбить мяч (и тот
коснулся пола), не перекинул мяч обратно через сетку за три касания или
сделал это с нарушением правил. Партию выигрывает команда, первой
набравшая 25 очков с преимуществом минимум в два очка. При счете 24:24
игра продолжается до достижения одной из команд преимущества в два очка
(26:24, 27:25 и т.д.) При счете партий 2:2 играется решающая (пятая)
партия – до 15 очков, но разница в счете также должна составлять не
менее двух очков. В матче побеждает команда, которая выиграла три
партии. Ничьи в
Правилами предусмотрены наказания за неправильное поведение игроков по отношению к официальным лицам, соперникам, партнерам по команде или зрителям: предупреждение, замечание (команда наказывается потерей розыгрыша), удаление игрока (до конца партии или матча), дисквалификация игрока (до конца матча).
Соревнования по
За более чем столетнюю историю
Формирование современных
Одно из самых кардинальных изменений в правилах произошло в конце 20 в. Связано оно с тем, что
В 2000 система тай-брейк стала применяться во всех партиях (первые четыре играются до 25 очков, решающая (пятая) – до 15). Были введены и некоторые технические новшества. Например, в защите разрешили играть любой частью тела, даже ногами (прежде допускалась лишь игра руками и телом выше пояса). Подача сейчас выполняется с любого места за площадкой, а не из специальной зоны, как прежде; допускается, если при подаче мяч задевает сетку, но перелетает на половину соперников и т.д.
В настоящее время ФИВБ рассматривает возможность проведения экспериментальных международных соревнований с лимитом роста для игроков: 175 см – для женщин и 185 см – для мужчин.
Техника и тактика в
Во второй
половине 1920-х годов формируются основные технические элементы игры
(подача, пас, атакующий удар и блок), на основе которых постепенно
разрабатывается тактика командных действий, требующая взаимопонимания и
сыгранности партнеров. (Например, «погасить» мяч в площадку соперника
невозможно без точного и своевременного паса.) В 1930-е годы появляются
групповой (с участием двух и даже трех игроков обороняющейся команды)
блок и страховка, новые атакующие – в том числе обманные – удары.
Немало новых технических приемов появилось в
Современный
В современном
Связующий (или пасующий) определяет «тактический рисунок» игры своей команды. Именно он в большинстве случаев выполняет передачу мяча нападающему для завершающего удара (исключение – ситуации, когда связующий оказывается в роли принимающего). От его действий во многом зависит успех в борьбе с блокирующими команды-соперника. Связующий определяет слабые места в неприятельской обороне (например, невысокий игрок на передней линии или не очень расторопный центральный блокирующий) и выводит атакующего на наиболее выгодную позицию. Связующий – мозговой центр команды и ее лидер.
В роли диагонального (или универсального) нападающего выступают самые мощные и прыгучие игроки команды, поскольку они атакуют в основном с задней линии. Именно диагональные нападающие набирают больше всего очков в игре.
Двое центральных блокирующих, или нападающие первого темпа бьют с коротких прострельных передач. На этой позиции выступает немало спортсменов «баскетбольного роста» – таких, как игрок сборной России Алексей Казаков (217 см). Главная их задача – блокировать удары соперников так, чтобы мяч не перелетел через сетку или попал к защитникам своей команды. Прыжок блокирующих должен быть не только высоким, но и своевременным – в противном случае блокируемый «перевисит» блок и нанесет удар поверх него. Правилами допускается перенос рук блокирующими на сторону соперника – при том условии, что они касаются мяча после того, как его коснется атакующий.
Доигровщики, или нападающие второго темпа атакуют с краев сетки. Им часто адресуют для «обработки» трудные мячи. На доигровщиков возложен также прием мяча с подачи соперника. Принимающий должен обладать отменной реакцией: за десятые доли секунды ему надо определить «угол атаки» соперника, выбрать наиболее удачную позицию для приема мяча и решить, куда его следует отыграть.
Амплуа либеро появилось в
Стандартная схема действий принимающей команды: прием мяча – передача – атакующий удар.
В
процессе игры лучшие блокирующие команды – в результате переходов – не
всегда находятся на передней линии, точно так же, как лучшие защитники
– на задней. Поэтому оптимальная первоначальная расстановка игроков на
площадке и последующее варьирование состава при помощи замен – ключевой
момент в тактике современного
В арсенале каждой команды есть свои излюбленные наигранные схемы и «фирменные» приемы. На Олимпийских играх 1984 подачи в прыжке (не новый по тем временам прием) в исполнении игроков сборной Бразилии поразили всех невиданной прежде эффективностью – и во многом предопределили общий успех команды, занявшей 2-е место. Сейчас этот прием взяли на вооружение все команды. После подачи таких мастеров, как итальянец Андреа Санторетти, мяч летит с невероятной скоростью и вращением.
Немало технических и тактических новшеств привнесли в игру наши спортсмены и тренеры: внезапная атака с первого паса, резаные подачи, откидки мяча назад и др.
ВОЛЕЙБОЛ
ВОЛЕЙБОЛ
ВОЛЕЙБОЛ
ВОЛЕЙБОЛ
ВОЛЕЙБОЛ